7 мая 2011 года
ФИНИШНАЯ «ПРЯМАЯ»
Маршрут: Энурмино – Уэлен, пробег: за день 164 км, общий 7234 км, пробег головной машины: 7794 км
Вообще, как оказалось, нам крупно повезло. В этих местах очень неспокойное море. Постоянные штормовые ветра отрывают от берега лед, а оттепели делают наш маршрут «непроездным». Так, 9 января этого года в Уэлене шел дождь, а в марте оторвало лед от берега.
Итак, Уэлен маячит на горизонте. Откуда взялись силы? Мчимся, словно за плечами нет этих 8000 километров. Уходим в сопки, мыс Сердце-Камень, где находится поселок Энурмино, по морю непроходим.
Почти в темноте видим огни Уэлена и фару снегохода. Нас встречают пограничники на «Тайге». Привычная проверка документов и парковка на метеостанции.
Местное время 22.22 (по Москве 14.22), 7 мая 2011 года. Надеемся, что эта дата войдет в историю. Наш пробег завершен.
Если честно, радоваться уже нет сил. Ставим видеокамеру на штатив, позируем на фоне наших замечательных снегоходов. Поджигаем фальшфейеры, подаренные нам еще в Норильске Сашей Кудриным. Слава Богу, воспользоваться сигнальными средствами на маршруте нам так и не пришлось. А это значит, все обошлось без происшествий.
Даже не верится, что мы в Уэлене. Так долго мы об этом мечтали. Это победа! Никто в мире еще не преодолевал такое расстояние на снегоходах. Это Большая победа. Победа ОАО «Русская механика», всего коллектива огромного завода, нашей Державы, за которую сейчас, честное слово, не обидно.
68 дней продолжалась наша экспедиция. За 39 ходовых дней пройдено 7794 километра. В среднем почти по 200 километров в день. Спасибо всем!!!
6 мая 2011 года
ОТ ТОРОСОВ ДО ЗАСТРУГОВ
Маршрут: Нутэпэльмэн – Энурмино, пробег: за день 187 км, общий 7070 км
Тепло простившись с добрыми хозяевами, движемся дальше на юго-восток. Теперь мы будем терять широту. Уэлен находится южнее. По косам минуем острова Серых гусей и уходим в торосы пролива Колючинской губы. Благополучно объезжаем торосы по заковыристой синусоиде и попадаем снова на сушу, на косу Беляка.
Перед мысом Джэнрэтлен изрядно потеем – по морю из-за торосов не пройти, а сушу здесь изрезали ручьи и овраги. С боем берем спуски и подъемы. Видимости никакой, все сливается – нет ни склонов, ни застругов, одна белая простыня перед глазами. Отправившийся на разведку снегоход переворачивается кверху гусеницей. Чтобы вернуть его в исходное положение, приходится выкопать пару кубометров снега.
Заправляемся. Словно по мановению волшебной палочки, видимость улучшается и мы, проезжая мимо, видим то место, где перевернулся наш снегоход. Теперь-то отчетливо виден снежный надув, вырытый ветром, будто бульдозером, на крутом склоне ручья.
Мчимся, даже не заглядывая в поселок Нешкан, планируя заночевать в Энурмино. К ночи въезжаем в поселок и находим приют в фельдшерско-акушерском пункте у добрых женщин Марины Владимировны и Раисы Николаевны. Они угощают нас тушенкой из китового мяса и маринованной кожей кита.
Где только мы не ночевали за два с лишним месяца пути! Теперь вот в больнице. Хорошо хоть, не по состоянию здоровья…
5 мая 2011 года
БЕРЕГОМ ЧУКОТСКОГО МОРЯ
Маршрут: Ванкарем – Нутэпэльмэн, пробег: за день 69 км, общий 6883 км
Движемся по берегу моря на восток. Снова пасмурно. Мы уже забыли, что такое солнечная погода. Здесь очень влажно, облака, похоже, «прописались» здесь на постоянку. Совсем не холодно, около 5 градусов мороза, свежий северо-западный ветерок. Оно и к лучшему, мы боимся оттепелей как огня. Если они придут, есть шанс закончить маршрут не в Уэлене, а на берегу какой-нибудь вскрывшейся не на шутку реки. Но пока с погодой полный порядок. Мы мчимся наперегонки с весной.
Видим огромный корабль, выброшенный штормом на берег. На его борту поржавевшая надпись «Havana railroad car ferry». Как говорится, судно ремонту он не подлежит, его корпус рассечен двумя серьезными трещинами. Наши снегоходы на фоне корабля выглядят муравьями на фоне слона. Однако, их участь гораздо веселее, чем у этого судна…
К вечеру въезжаем в поселок Нутэпэльмэн. Пельменями хоть и не потчуют, но живут здесь очень хорошие люди. Администрация выделяет нам отдельный домик со всеми удобствами, в котором мы и ночуем.
4 мая 2011 года
ПРЫЖКИ ПО ЗАСТРУГАМ
Маршрут: Мыс Шмидта – Ванкарем, пробег: за день 234 км, общий 6814 км
Стартуем ближе к обеду. Сначала прыгаем по таким ужасным застругам, коих не видали, пожалуй, нигде на маршруте. В море – торосы. На суше – заструги. На всех мысах такая же картина. Ветра тут нешуточные. В конце концов, находим путь немного поровнее. Наилучший маршрут – по прибрежным косам. Там, как по волшебству, есть узкая полоска относительно ровного снега. Слева жуткие торосы Чукотского моря, справа кошмарные заструги материка. И лишь по косе можно двигаться относительно быстро. Наша скорость варьирует от 10 км/час по застругам до 30 км/час по косе. В среднем, как ни крути, не более 20 км/час.
Вечереет. Заправляемся почти в темноте. К полуночи попадаем в плотный туман. Долго ищем путь меж торосов и застругов и к 4 часам утра выкатываем в поселок Ванкарем. На метеостанции все спят, данные там снимают в 3 и 6 часов. Решаем никого не беспокоить, тихонечко расстилаем коврики и спальники в баньке и отдыхаем до 10 утра.
3 мая 2011 года
КРАЙ ЗОЛОТОИСКАТЕЛЕЙ
Маршрут: Лабытнанги – Аксарка, пробег: за день 250 км, общий 6580 км
К полудню приходим в бывший поселок Ленингадский. Как и везде на Севере, масса брошенной техники, пустые глазницы окон жилых домов, разруха и запустение… Только лишь в двух уголках некогда большого поселка теплится жизнь.
Едем, едем. Вдруг вспоминаем, что где-то тут проходит 180-й меридиан, так называемая «линия перемены дат». Конечно, дата здесь не изменится (меняется она только после пересечения Берингова пролива между Россией и Аляской), но отметить это событие в экспедиционном дневнике можно и нужно. Находим по GPS-навигатору нужную точку и… Здравствуй, западное полушарие! Прощай, восточное!
Еще до Уэлена нам километров 700. Торосов, перевалов, вскрывшихся рек и прочих чукотских приключений.
2 мая 2011 года
ПУТЬ ДО БИЛЛИНГСА
Маршрут: река Ергывеем – Биллингс, пробег: за день 168 км, общий 6330 км
Проходим заброшенный поселок золотоискателей Нольда. Попутно тратим полчаса драгоценного времени на видеосъемку нерпы. Подкрасться к ней удается очень близко, благо лежит она к нам спиной. Поднимет голову, осмотрится, дернет плавником, и ну, дальше дрыхнуть на солнышке. Прочухала она приближение видеооператора метров за 15… И только ее и видели. Вода в полынье живописно колыхалась еще минуты три…
Едем дальше. Видим дым из печной трубы. Значит, изба обитаема. Встречаем человека, что называется, «с голым торсом». Выясняется, что охотник Виктор нам хорошо знаком – раз в год он приезжает в Рыбинск за запчастями для своих «Буранов». Он показывает нам свои конструктивные дополнения к снегоходу, поит нас чаем, снабжает дорожными инструкциями и провожает в путь.
На термометре минус 1 градус, на востоке висят тяжелые облака. Идем.
1 мая 2011 года
ТОРОСЫ У МЫСА КОЗЬМИНА
Маршрут: Певек – река Ергывеем, пробег: за день 132 км, общий 6162 км
Ранним утром праздничного дня стартуем из Певека на север. Нам предстоит обогнуть Шелагский полуостров и двинуться дальше на восток. От Певека уходим дальше в море – нас предупредили, что следует опасаться городских сточных вод.
Движемся дальше, к полуострову Шелагский. Возле него торосит не по-детски. Пытаемся уйти дальше в море – засада; прижимаемся к берегу – ничуть не лучше. Прыгая по торосам и застругам, выходим на траверс распадка, по которому нам предстоит подняться на перевал. Путь становится немного ровнее. Доходим до брошенной избы и останавливаемся на обед. Мысленно проявляем солидарность со всеми трудящимися всего мира и радуемся холодному ветру, дующему с океана. Подумать только! Когда еще и где мы 1 мая порадуемся холодному северному ветру? А здесь – запросто. Наши двигатели с утра при нулевой температуре бежали не очень резво; а теперь, при северном ветерке побегут на перевал пуще прежнего!
Справа и слева сквозь туман проступают невысокие горы, впереди – Ледовитый океан, а где-то левее, за круглой сопкой, должна показаться полярная станция Валькаркай.
Это место знаменито теперь на всю страну и даже весь мир – здесь не так давно снимался фильм «Как я провел этим летом», который берет и берет призы на различных кинофестивалях и конкурсах.
Пьем чай и движемся дальше. И тут начинается такое… Мы-то, наивные, полагали, что торосов больше, чем между Амбарчиком и Раучау не бывает… Ха-ха, три раза – в этот день арктической экзотики мы нахватались по самые уши. Так прыгать по льдинам и так лавировать между торосами, наверное, не приходилось еще ни одному снегоходу «Тайга».
Но обошлось, прорубая путь во льдах и почти не выпуская топоров из рук, к полуночи выкатываем к давно заброшенной избушке в долине реки Ергывеем. Попадаем в нее через окно, поскольку дверь, открывающуюся вовнутрь, из-за наметенного снега и замерзшего льда открыть невозможно. Копаем, колотим, заходим, кипятим чай, попутно забивая окно полиэтиленом, и ложимся немного поспать.
30 апреля 2011 года
ПОСЕЛОК ПЕВЕК
Пробег: за день 0 км, общий 6030 км
Поспав часов пять, проводим осмотр техники, закупаем горючее и продовольствие. Снова общение с погранслужбой и администрацией города. Знакомимся с метеорологами, которые проживают в общежитии рядом с нами. Кто-то из них ждет самолета на «материк», а кто-то, напротив, попутного транспорта на свою полярную станцию.
29 апреля 2011 года
ОСТРОВ АЙОН
Маршрут: полярная станция Раучуа – Певек, пробег: за день 195 км, общий 6030 км
Утречком после вкусного и обильного завтрака полярники провожают нас в дорогу. Идти мы решаем на поселок Айон, где, если что-то случится, можно найти приют и ночлег. Однако получается по-другому. Начальник полярной станции там не так радушен. Ссылаясь на всевозможные трудности, отсутствие помещений, он вежливо, но настойчиво советует нам двигаться на Певек.
Ну что ж, еще порядка 130 километров в сгущающихся сумерках вокруг северного берега острова Айон, через Чаунскую губу, мимо острова Большой Роутан. Когда выходим на морской лед, с трудом пересекаем серию трещин в морском льду, где выступает вода и располагается зона серьезного торошения.
Но вот и Певек. Наводим справки в морском порту и размещаемся в общежитии Чукотского управления гидрометслужбы. В городе весна – дороги и их обочины давно растаяли, тащить по ним сани практически невозможно. В наших планах покинуть Певек как можно быстрее, чтобы успеть до оттепелей пройти еще более 1000 километров вдоль северного побережья Чукотки.
28 апреля 2011 года
МЕЖДУ ДВУМЯ ТДС
Маршрут: полярная станция Амбарчик – полярная станция Раучуа,пробег: за день 205 км, общий 5835 км
В этот день нам предстоит пройти две сотни сложнейших километров между двумя ТДС (труднодоступными станциями). Сразу за Амбарчиком начинаются торосы; немудрено – мы выходим на побережье Северного Ледовитого океана. Местами глыбы вставшего на дыбы льда занимают все пространство, что охватывает взгляд. Особенно сильное торошение мы наблюдаем на мысах. Чем больше участок суши выдается в море, тем труднее наш путь.
На мысе Летяткина справа по ходу мы замечаем очень живописные останцы горных пород – каменные многометровые столбы, как часовые, «охраняющие» окрестную тундру. Поднявшись по ручью метров на 300 по высоте, мы вдоволь фотографируемся у каменных исполинов.
Особенно долго мы пробиваемся через торосы у мыса Большой Баранов. В ход идут топоры, которыми с трудом удается прорубить дорогу для нашей техники. Однажды видим нерпу, которая черным пятном выделяется средь белых торосов. К сожалению, знакомиться с нами она не желает, скользит в лунку, когда мы к ней приближаемся на десяток шагов. А через километр замечаем сверкающие пятки белого медведя, со всех ног удирающего в торосы от нашей шумной компании. Видать, караулил он нерпу, а мы расстроили ему всю охоту…
До самого вечера лавируем меж торосов, то прижимаясь к берегу, то уходя, напротив, в океан. Лишь к ночи добираемся до полярной станции Раучау, где находим столь же теплый прием, как на Амбарчике.
Здесь все по-другому, поскольку хозяйство держится на начальнике станции – Марине Алексеевне Волынец. Своими руками она организовала свежий ремонт, летние овощи в теплицах, порядок в делах, вкусное угощение. И снова рассказы о полярной жизни, о медведях, которые нередко подходят прямо к полярной станции, о любимых собаках, о родственниках на «материке». И, конечно, экскурсия на метеоплощадку и в радиорубку, из которой через каждые три часа в Певек уходит точнейшая информация о погоде.
27 апреля 2011 года
ПОЛЯРНАЯ СТАНЦИЯ АМБАРЧИК
Маршрут: Черский – полярная станция Амбарчик, пробег: за день 152 км, общий 5630 км
Подъем в 6.00. Снежок, пасмурно. Едва различим в тумане противоположный берег реки Колымы. Покидаем гостиницу в Черском и движемся почти строго на север, к устью реки Колымы.
Проходим мимо порта Зеленый Мыс, в который по Северному морскому пути завозят грузы для всей округи. Фотографируемся рядом с огромными судами класса «река-море», вмерзшими в лед до летней навигации.
26 апреля 2011 года
ПОСЕЛОК ЧЕРСКИЙ
Пробег: 0 км, общий 5478 км
Утром мы побывали на приеме у главы администрации поселка Афанасия Васильевича Постникова, уладили все формальности с пограничной службой. Дальше – проверка состояния саней и снегоходов, сварочные дела, заправка топливом. Если все будет по плану, завтра стартуем в сторону Певека, на Чукотку.
25 апреля 2011 года
ПРИВЕТ КОЛЫМЕ!
Маршрут: фактория Чукочья – Черский, пробег: за день 201 км, общий 5478 км
Стартуем в сторону Черского. Заканчивается шестая тысяча километров, пройденных нами.Огибая мыс Малый Чукочий, видим первую на нашем пути наледь. Под нами трещит лед, вода бьет фонтаном, но нам удается выскочить на снег под высоким берегом реки. Дальше крадемся вдоль склона. Как альпинисты, наши снегоходы идут по откосу. Но вот в одном месте наледь подходит к берегу вплотную. Первая попытка форсировать участок успехом не заканчивается, сани и снегоход «по уши» увязают в снежно-ледяной каше. Вытягиваем сначала машину, сани дергаем сходу длинной веревкой. Повторяем такую процедуру со всеми санями. Но вот и твердый снег, можно двигать вперед.
Идем по морю, Колымскому заливу. Входим в Чукочью протоку реки Колымы. На нашем пути село Походск. Удовлетворяем любопытство местных жителей, беседуем с Главой администрации Василием Ивановичем Березкиным и движемся дальше по зимнику на Черский.
И здесь оттепели сделали свое дело. На зимнике, идущем по протоке Походская Колыма, на прошлой неделе образовались наледи, и тяжелая техника, увязая в них, оставила после себя настоящие ледяные торосы. Объезжать их приходится, перескакивая с борта на борт дороги. Для подвески наших снегоходов это тяжелое испытание, все же они предназначены для езды по снегу, а не по голому и твердому как камень льду.
23 апреля 2011 года
МЕДВЕЖИЙ «УГОЛ»
Утром видно горизонт и слабый свет восходящего солнца. Но через час видимость снова ухудшается.
Берег начинает плавно поворачивать к югу. Где-то впереди Колымский залив, слева далеко в море – Медвежьи острова. Выходим на кордон якутского Комитета по охране природы. Там как раз находится так называемый «медвежий патруль» – мини-экспедиция на вездеходе, которая только что вернулась с островов. Учет медведей они ведут по следам и по количеству берлог.
От мыса Крестовский можно резать маршрут по морю, прямо на устье Колымы. Однако, нам хочется заглянуть на факторию Чукочья, которая стоит на одноименной реке. К вечеру мы там. Обходим избы в поисках пригодной для жилья. Выбираем западную половину самого большого дома. Места там предостаточно, есть кровати, стол и печь. Удивляемся, что в доме оставлено очень много техники, оборудования и инструмента. Все лежит на виду, дом не заперт. Вот такие здесь порядки, такие здесь живут люди.
22 апреля 2011 года
БЕЛАЯ МГЛА
Маршрут: река Сундрун – река Большая Куропаточья, пробег: за день 171 км, общий 5056 км
Погода если улучшается, то только немного. Та же изморозь, тот же ветер, та же белая мгла вокруг. Собираемся и едем, график есть график. Движемся очень осторожно, не более 20 км/ч. Выходим на море. Берегов не видно, движение происходит по навигатору. Где-то справа в стороне от маршрута остается полярная станция Алазея, наш путь идет строго на восток.
21 апреля 2011 года
У ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА
Пробег: за день 0 км, общий 4885 км
Утренняя сводка погоды подтвердила наши опасения – пришла непогода. Конечно, сейчас не зима, а конец апреля. Но здесь и берег не Черного моря, а Ледовитого океана. Воздух влажный, снегоходы к утру покрываются сантиметровым слоем изморози.
Дует, метет. Но, главное, не видно ни зги. Все бело: и снег, и небо. Темными красками на белом тундровом холсте нарисована лишь наша изба и три снегохода с санями. Решаем сделать дневку, осмотреть технику. Все равно двигаться в такую погоду очень сложно – не видать даже застругов под лыжами.
20 апреля 2011 года
ОТТЕПЕЛЬ НА ИНДИГИРКЕ
Маршрут: Чокурдах – река Сундрун, пробег: за день 233 км, общий 4885 км
Быстро собравшись и позавтракав, мы покидаем двор гостиницы. Погода стоит солнечная, минус 8 градусов. Спускаемся на реку Индигирку (длина реки 1 726 км, площадь бассейна 360 тыс. км2). Нас ждет почти сотня километров пути по основному руслу, до поворота на Колымскую протоку. Попадаем на бульдозерную дорогу, ведущую к ближайшей рыбточке – этакий котлован, вырытый на льду реки.
Идем стремительно быстро. Однако тут же попадаем в ДТП. Первый снегоход притормаживает, а второй и третий сходу влетают в него по «классической» схеме. Что поделать – дорога узка, а под гусеницей чистый речной лед. Повреждения небольшие, бамперы мы выправляем за полчаса.
Наши мучения заканчиваются с поворотом на Колымскую протоку. Здесь путь идет по возвышенной тундре, где оттепели еще не было. Но там, где растет низкорослый кустарник, снег рыхлый, и сани идут тяжело. Людей совсем нет. Лишь под вечер встречаем живую душу – на одной из рыбточек рабочий долбит штольню в леднике.
Дальше наш путь идет к Ледовитому океану, Восточно-Сибирскому морю. Очень надеемся заночевать в доме, координаты которого нам подсказали в Чокурдахе. Однако, выйдя по навигатору в эту точку уже почти в темноте, находим лишь остов заброшенной рыбацкой хижины. Видно, спутали наши друзья избы и дали нам неверные координаты. Ну что ж – включаем фары-искатели, чтобы лучше видеть заструги, и движемся к морю. Там должно быть еще несколько хижин.
Через десяток километров находим одну из них. Жить можно, но без комфорта. Нары, где с трудом могут уместиться три человека, небольшая печка и квадратный метр пространства перед входом. Вот и вся обстановка. Можно добавить к ней щели с палец толщиной в крыше и бревенчатых стенах. Но мы остаемся – время уже позднее. Затыкаем окно картоном, забиваем щели и топим печь, от которой в избушке становится тепло и уютно.
19.04.2011
Экспедиция «Салехард – Уэлен» достигла поселка Чокурдах. Пройдено 4652 км, на головной машине пробег составил 5121 км. Теперь можно с уверенностью сказать, что половина маршрута уже позади.
18 апреля 2011 года
БЕЗЛЮДНАЯ ТУНДРА
Маршрут: берег реки Хрома – Чокурдах, пробег: за день 207 км, общий 4652 км
Здесь, на водоразделе рек Яны и Индигирки, никто не живет. От поселка Тумат до поселка Чкаловский больше 300 километров. Безлесная, безлюдная холмистая тундра, изрезанная долинами извилистых рек. Лишь иногда пробежит песец или наш путь пересечет след росомахи.
Едем быстро, к вечеру выходим к крупному поселку Чокурдах на реке Индигирке. У проезжавших мимо милиционеров справляемся о гостинице. На УАЗике с мигалкой они сопровождают нас по поселку в поисках жилья и стоянки для нашей техники. Выясняем, что остановиться здесь возможно только в гостевом доме у Владимира Васильевича Федорова, местного предпринимателя. Его супруга Светлана Константиновна кормит нас вкусным ужином, а местный «авторитет» в снегоходных делах Андрей Забара помогает проложить дальнейший маршрут и делится подробными картами для навигатора.
17 апреля 2011 года
РЕКИ-ЛОВУШКИ
Маршрут: берег реки Нучча – берег реки Хрома, пробег: за день 170 км, общий 4445 км
С утра в палатке полыхнул примус – подтек бензин через обратный клапан насоса. Пожар потушить удалось почти сразу, никто и ничто не пострадало. Завтрак готовили на запасном примусе. На нашем пути появились реки с крутыми берегами. Такого рельефа мы не видели, пожалуй, с самого начала маршрута. Для нас и для наших машин этот день выдался экстремальным.
С утра форсировали Нуччу. Действительно, утро оказалось мудренее вечера. Спуск и подъем нашелся довольно быстро. Правда, были они довольно круты. Заскакивать на берег с первой попытки удавалось не всегда. Пустым снегоходом торили дорогу, потом уже двигались с грузом. Когда сани застревали на подъеме, их дергали либо двумя снегоходами сразу, либо спускали вниз, накатывали след и делали новые и новые попытки.
Были и другие реки, «исцарапавшие» тундру глубокими долинами. Если мы не могли пересечь их сходу, то отцепляли сани и отправлялись на разведку. Однажды нам пришлось в рыхлом снегу выстилать путь прибрежным кустарником, настолько подъем был крут и длинен.
В конце дня форсированным рекам мы потеряли счет. Естественно, местное население здесь ездит другим маршрутом. На то они и аборигены. У нас же кроме навигатора, компаса и карты, больше ничего не было. Но с этими речками мы справились неплохо, за день «намотав» приличное расстояние.
16 апреля 2011 года
ПОСЕЛОК ТУМАТ
Маршрут: Казачье – берег реки Нучча, пробег: за день 179 км, общий 4275 км
Подъем в 5.00. Завтрак и сборы. Пасмурно, начинается слабая метель. Температура около нуля, сидение на снегоходе и, соответственно, наши брюки мокрые. Идем вдоль зимника на поселок Тумат. Бульдозер вырыл в снегу траншею местами в человеческий рост, наковырял комья снега и почвы. Идти по зимнику не очень удобно, поэтому выбираем параллельный путь. Местами дорога идет по озерам, там удается разгонять снегоходы до 50 км/ч, в остальное же время «плетемся» 20-30 км/ч.
Зам. Главы Николай Васильевич Легусин пригласил нас в так называемый «балаган». Это помещение типа нашего клуба, где могут собираться старейшины поселка, проводить собрания и встречать гостей. Здесь главенствует Марфа Григорьевна Слепцова. Нас угостили рыбными блюдами – ухой, строганиной и рыбой жареной. Извинились, что мяса у них давно нет, дикий олень в их районе не показывался еже давно.
Поселок Тумат практически отрезан от всего мира. Раньше тут работала авиация, сохранился аэродром для приема небольших самолетов и вертолетов. Сейчас же единственный путь на «большую землю» лежит по зимнику на Казачье и дальше на юг по реке Яне. Но эту дорогу частенько заметает снегом. Летом же проехать в Казачье практически невозможно.
Сфотографировались на память у наших снегоходов и тронулись в путь. «Буранка» на восток была едва различима и скоро вообще затерялась в свежем метелевом снегу. Пришлось идти по навигатору. Вскоре на нашем пути показалась река Нучча, правый приток Чалдона, на котором стоит поселок Тумат. Река промыла глубокую извилистую долину, высота ее крутых берегов – 4-5 метров.
15 апреля 2011 года
ПАМЯТНИКИ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
Маршрут: хребет Ынгыр-Яна – Казачье, пробег: за день 140 км, общий 4096 км
Утром после завтрака и недолгих сборов выдвигаемся в сторону заброшенного лагеря. Хорошо сохранились ворота, вышки охранников и бараки. А вот забор сильно покосился. Заходим в барак и сквозь оконные решетки делаем несколько фото. Выезжаем на плац, выложенный бетонными плитами. Здесь заключенные на морозе и ветру стояли на разводе. Беда. Еще несколько фото – и вперед.
Местами видна дорога, некогда соединяющая лагеря и склады. Она ведет в заброшенный аэропорт Кулар и поселок Северный на берегу реки Яны, нам как раз туда. Дорога продувается ветром, снега на ней практически нет, только щебень. Приходится ехать вдоль нее. Десяток-другой километров – и Кулар.
Вот здание аэропорта, взлетно-посадочная полоса, которая принимала, говорят, в день по пять самолетов из Якутска и прямые рейсы из самой Москвы. Теперь нет. Разруха и запустение. Лет пятнадцать здесь никто не живет.
Едем дальше. Поселок Северный. Огромный, по меркам Севера, населенный пункт, в котором проживало более 7000 человек. Сохранились скелеты пятиэтажных домов и сооружений горно-обогатительного комбината. А уж разоренных одно-двухэтажных домов здесь не счесть. Во всем поселке – пара семей, занимающих еще целые комнаты двухэтажного деревянного дома. Те, кому, видимо, некуда ехать. Остальное население разъехалось с развалом Союза, когда закончилось финансирование, и, соответственно, обеспечение и работа.
Размах стройки социалистических времен впечатляет. Одной техники и железа здесь хватит, чтобы обеспечить сырьем металлургическую промышленность какой-нибудь небольшой страны. Сколько же денег зарыто здесь при социализме? Никто не считал и считать не будет…
У поселка выходим на хорошо расчищенный зимник, идущий на север по реке Яне. Быстро добираемся до села Казачье. В отличие от Северного, здесь царит полный порядок. Никто не уезжал и не собирается. В Казачьем население местное, занимается оленеводством и рыбалкой. Полторы тысячи жителей, школьников из них 310 человек. Зам. Главы Егор Алексеевич Томский и Глава администрации Леонид Васильевич Лаврентьев так радушно предлагают ночлег, что мы не в силах отказаться. Тем более, что село на прошлой неделе отметило свое 375-летие. Отголоски праздника еще чувствуются – флаги на улицах и памятные сувениры нам в подарок.
В местной школе шикарный краеведческий музей, лауреат многих конкурсов и обладатель дипломов и наград. Экскурсию проводят сами школьники. Каждый – у «своего» стенда. Ребята передают нас буквально «из рук в руки» и ведут по всему музею. Они так увлеченно и без запинки рассказывают о своем родном крае и земляках, что, кажется, к нашему приезду ребята готовились не один год.
Рассказывают они и о посетивших Казачье экспедициях – от барона Толля и адмирала Колчака до наших современников на джипах и велосипедах. Надо думать, и о нашей экспедиции здесь скоро появится своя экспозиция. По крайней мере, материалы о пробеге настоятельно просила прислать Галина Петровна Горохова, руководитель школьного музея. Ложимся спать с надеждой на ранний подъем. Двинемся на восток в сторону поселка Тумат. До него порядка 150 км.
14 апреля 2011 года
ПО ДОЛИНАМ И ПО ВЗГОРЬЯМ
Маршрут: поселок золотоискателей – Власово; пробег: за день 240 км, общий 3956 км
Этот день подарил массу новых впечатлений. Как мы и рассчитывали, пурга утихла, и нам удалось наверстать время и расстояние. По льду залива долетели до поселка Найба. Дорога стала ровнее, торосов меньше. Справа – обрывистые берега залива. Слева горизонт ровной полосой подчеркивает безбрежность Ледовитого океана. Дальнейший путь лежит напрямую через залив. Километров 30 мы шли по льду океана. На середине маршрута берег совсем исчез из вида – только горизонт, делящий снег и небо на две равноправные полусферы.
Движемся быстро. Заструги и торосы сменил более мягкий снег. Начинаются холмы междуречья Омолоя и Яны. Один из подъемов дается особенно тяжело. Тяжелые сани приходится буксировать двумя снегоходами. На водоразделе ночуем. На карте в этом месте обозначен поселок Власово. Сейчас здесь только полуразрушенные строения. В одном из них находим комнату, в которой пока присутствуют окна и дверь. Весь пол усыпан краской, облупившейся со стен и потолка. Подметаем, расстилаем полиэтилен, коврики и спальники. Бивуак готов – примус обеспечит нам ужин и ранний завтрак. Найденный журнал приема и сдачи дежурств рассказал, что люди ушли отсюда в 1993 году.
Рядом с входом – волчьи следы размером с десертное блюдце. Вооружаемся топориком и саперной лопаткой (на всякий случай), закрываем дверь на запор, ужинаем и ложимся спать.
13 апреля 2011 года
ПУРГА НА БЕРЕГУ ОКЕАНА
Пробег: за день 0 км, общий 3716 км
Утром пуржит. Видимость нулевая. Немудрено – находимся на берегу Северного Ледовитого океана. Хорошо хоть с дровами нет проблем – шторма выбрасывают на берег столько древесины, что ей можно несколько лет отапливать большой поселок. Решаем в этот день никуда не ехать. Лучше один день переждать непогоду, а потом наверстать время, чем ехать в пургу, ничего не видя вокруг себя.
12 апреля 2011 года
ТИКСИНСКИЙ ЗАЛИВ
Маршрут: Тикси – поселок золотоискателей, пробег: за день 60 км, общий 3716 км
Погода портится. Слабая метель, видимость не более 500 метров. Выходим на лед Тиксинского залива. Берегов почти не видно… Идется не просто. Тяжелые сани, торосы и заструги. Справа на берегу океана видим поселок золотодобытчиков. Люди в нем живут только летом, зимой он пустует. Находим приличный балок, выбрасываем из него кубометра три снега, наметенного за зиму через узкую щель дверного проема. Печь. Дрова. Стол. Нары. Больше ничего не нужно, чтобы переждать непогоду. Вечереет. Печка в порядке, в балке тепло. Варим оленину, подаренную нам еще в Хатанге. Ужинаем и ложимся спать.
4 – 11 апреля 2011 года
ПОСЕЛОК ТИКСИ
Пробег: 0 км, общий 3656 км
Занимаемся в Тикси обычными делами – посещение администрации, общение с пограничниками, написание отчетов, обработка фотографий и поиски интернета. Еще – прокладка будущего маршрута по картам и навигатору, сверка расстояний, закупка бензина.
Осмотр подвесок наших снегоходов показал, что они выдержали пройденные почти 4 тысячи километров с честью. Даже склизы и гусеницы вполне пригодны к дальнейшему использованию. Легкий «косметический» ремонт – и снегоходы готовы в путь.
Первая посылка с завода с «фирменным» тайговским моторным и трансмиссионным маслом, фильтрами и расходниками пришла точно в срок. А вот вторая (с усиленными накладками на полозья саней и навигационной системой ГЛОНАСС/GPS для отслеживания нашего маршрута через спутник) задержалась с пути. Поэтому и пришлось ждать до понедельника обещанный самолет из Якутска с нашей посылкой. Во вторник – в путь.